Алексей Трофимов

Перегоны яхт

Перегоны яхт
Яхтенный сезон не за горами, и уже поступают запросы на перегоны яхт. Рассказать на эту тему есть что, ведь 2020 год был богат на перегоны. Основная причина такого активного спроса, конечно, крылась в закрытии европейских границ: судовладельцам понадобилось перегнать их яхты из Европы в те страны, куда они могут приехать.
 
Главным вопросом таких судовладельцев, само собой, был вопрос о цене – сколько стоит перегнать яхту? На чем можно сэкономить и на чем нельзя?
 
В этой статье я не буду рассматривать «благотворительные» случаи, когда капитан перегоняет яхту из позиции «ну, смотря какой регион, если мне интересно, то я, может, возьмусь за бесплатно или за какие-нибудь небольшие деньги» Речь идет о тех капитанах, которые профессионально занимаются перегонами.
 
Приводимые мной расценки относятся к яхтам до 18 метров. Это самый крупный рынок яхтенных перегонов, здесь сконцентрировался наибольший спрос по предложению и перегону яхт.
Из чего складывается стоимость перегона?
1. Зарплата капитана
2. Зарплата команды
3. Расходы на подготовку яхты
4. Расходы на топливо
5. Расходы на стоянки в маринах
6. Таможенные и иммиграционные сборы

Зарплата Капитана

Самый простой способ взаиморасчетов с капитаном – это стоимость мили. Обычная цена за перегон – это 2-3 евро за милю. То есть, если мы перегоняем с Майорки на Канары яхту, а это 1160 миль, то ЗП капитана составит 2320 евро. Откуда я взял эту цену? Это стандартная цена крупной чартерной компании, заинтересованной в перегоне яхты.
 
Зарплата в день. Здесь обычно цена начинается от 130 евро в сутки. Но разумнее будет оговорить с капитаном фиксированную сумму. Например, вы договариваетесь перегнать моторную яхту за 10 дней, значит, зарплата из расчета 150 евро в сутки составит 1500 евро. Если будут какие-нибудь задержки в пути, например, из-за погоды, то ЗП останется прежней.
 
От чего зависит зарплата капитана: от размера яхты, парусной или моторной, сезона и региона.
Отдельно оплачиваются транспортные расходы: от места проживания капитана до места старта и с места финиша до места проживания.

 Зарплата команды.

 Зарплата команды обычно составляет в среднем от 50 и до 100 евро в день.
Чаще всего стороны договариваются о фиксированной стоимости. Реальная цена заключения контракта, за которую готов идти матрос, – 500 евро за 10 -15 дней из моего опыта (яхта парусная). На моторную 60 – 100 евро обычно. Отдельно оплачивается транспорт до места старта и с места финиша яхты и питание.
 
Можно ли найти команду на перегон бесплатно? Да, можно. Молодые капитаны, которым надо набираться опыта, могут согласиться бесплатно или ради какого-то интереса. Например, когда надо перегнать какую-нибудь интересную яхту (больших размеров или класс open+).
 
Правда, в этом случае приходится учитывать, что, когда люди не получают деньги, они не чувствуют за собой обязательств. Поэтому не удивляйтесь, если за день до приезда ваш матрос сообщит, что у него появились срочные дела, и он приехать не сможет. Прецеденты были.
 
Можно ли найти команду, которая сама будет платить за перегон? Да, и такое бывает. Один мой знакомый очень удивился, когда у него команда сбежала в первом порту.
 
Это произошло на пресловутом перегоне Балеары – Канары. Там некоторые чартерные компании предлагают достаточно дешево яхты в аренду на месяц, «one way», со сдачей лодки на Канарских островах или в обратную сторону. И многие набирают себе команду, давая заманчивые объявления следующего характера.
 
Например: «Наш поход начнется на красивых Балеарских островах, Пальма Де Майорка, посетим Ибицу – Мекку ночной бесшабашной жизни, пройдем вдоль побережья Испании лазурными водами моря Альборан, посетим геркулесовы столбы – Гибралтар. Нас ждет: арабская и африканская культура Марокко. Финиш наш будет на острове вечной весны Гран-Канария. Путешествие пройдет на комфортабельной парусной яхте».
 
Или такое объявление: «Требуются матросы на перегон. Маршрут: Майорка – Ибица – Картахена – Альмеримар – Малага – Алькаидеса – Лас Пальмас. Желателен опыт, поход не является прогулочным круизом, стоянки в портах могут меняться в зависимости от погоды». Поясним, что большую часть времени в таком перегоне вы будете нести вахты или блевать).
 
Понятно, что на эти два объявления придут совсем разные люди. Те люди, которые пришли по первому объявлению, не имея опыта хождения на яхте скорее всего сойдут в первом порту.
 
Есть еще вариант – когда предлагают обучение и получение квалификации в перегоне. Даже если вы выделите время на тренинги, то все равно для обучения с нуля этого времени будет мало.
Безусловно, вы можете предлагать обучение в перегоне для тех, кто хочет повысить квалификацию, но вам опять же надо выделить достаточно времени для занятия с учениками иначе это будет профанацией!
 
Сколько у вас должно быть матросов? Случалось, что иногда я перегонял лодку вообще один, но это не стандартный вариант. Надо было отогнать яхту в марину, которая рядом с апартаментами ученика.
В одном из переходов на борту была владелица яхты, которая пару раз помогла мне конец на пирс закинуть (звучит забавно🤣). В этом контракте сумма была фиксированной, мы экономили на всем, что можно – чередовали якорь с мариной.
 
Оптимальная команда для перегона – это три человека с капитаном (вахты 4 часа, 4 часа подвахта, 4 часа отдых). Конечно, вы можете перегонять лодку и вдвоем из расчета вахты 4 через 4 часа, но такой вариант сильно выматывает.

Расходы на подготовку яхты

Самый неприятный вариант если яхта долго стояла, не выходила в море и не проходила обслуживания. В этом случае во время перегона у вас могут вылезти любые сюрпризы.
 
Понятно, что все средства спасения на лодке должны быть в исправном состоянии и соответствовать классу перегона, т.е. без EPIRBa в океан не соваться.
 
У меня был случай, когда на моторной яхте, чтобы выйти в море, пришлось заменить 8 АКБ, хотя яхта была под присмотром человека, которому платили зарплату.
 
Список яхтенных неисправностей может быть довольно большим. Самой частой проблемой при отсутствии обслуживания является обрастание днища. Если яхта долго не ходила, то на подводной части корпуса может образоваться огромная борода из водорослей.
 
Можно идти с ней? Да, конечно, можно. Другой вопрос, что скорость вашего движения снизится на несколько узлов, а вот расход топлива – увеличится. Если владелец пользовался хорошей необрастайкой, то через некоторое время от воздействия потока воды водоросли отвалятся.
Отвалиться они могут и от влияния температуры воды. Бывает, пока дойдешь от Кариб до Европы, от наростов ничего не остается.
 
Как проверить хорошая у вас необрастайка или нет? Попробуйте провести пластиковой пластиной по днищу – если она легко проходит и ничего не цепляет, водоросли отпадают, то, скорее всего, ваши водоросли сами отвалятся. Где взять пластиковую пластину?
Один раз я чистил днище лопаткой для жарки на тефлоновой сковороде, получилось очень хорошо.😁 И не забудьте обязательно почистить винты.
 
Вот еще список ваших обязательных чек поинтов на яхте:
– Надо обязательно проверить состояние стоячего такелажа, вантпутенсов, штагпутеносов;
– Произвести обслуживание двигателя и проверить масло двигателя;
– Проверить состояние и уровень масла в трансмиссии: не должно быть белой эмульсий;
– Проверить рулевое устройство. Люфт баллера пера руля, состояние штуртросовой системы. Наличие запасного румпеля;
– Проверить крепление киля, шпильки гайки, отсутствие трещин на корпусе в районе крепления киля;
– Проверить исправность навигационных огней.
Это основные моменты, на которые надо обратить внимание. Конечно, я перечислил не все – их список огромен.
 
Цены на устранение неисправностей из списка, часто зависят от региона.
Для контроля над расходами можем посоветовать адекватно оценить опасность от этих неисправностей и принять решение, можете вы выходить в море с такими неисправностями или нет.
 
Должен ли сам капитан что-то ремонтировать на яхте? Я считаю – да, должен. Мелкие неисправности, которые можно устранить силами экипажа, надо устранить. В некоторых контрактах это даже прописано.
 

Расходы на топливо

С парусными яхтами расходы ясны: если есть ветер, и он не встречный, то идем под парусами. В штиль и со слабым встречным ветром идем под двигателем. Если ветер сильный встречный – то стоим в марине или на якоре. Главное – держать среднюю скорость больше 4 узлов.
Из практики – 1500 миль перегон Валенсия – Бодрум – 225 литров потратили.
 
С моторными яхтами сэкономить можно за счет движения на малых ходах, но периодически надо давать газу, чтобы прочистить форсунки и турбину. Иногда глушат один двигатель и идут на втором, потом меняют их статус, передвигаться можно и так.
 
Своеобразный антирекорд у меня был, когда за 800 миль мы израсходовали 11000 литров. Для перегона яхты были поставлены определенные временные рамки, плюс происходили накладки по платежам за топливо, которые периодически приходилось решать, – на все это уходило много времени. Все эти моменты были согласованы с судовладельцем. Большую часть времени мы шли на крейсерской скорости.
 
Есть два варианта сэкономить: первый – заливаться в офшоре, например, в Гибралтаре. Сейчас цена дизеля там варьируется в районе 50 центов за литр. Можно получить дополнительную скидку, если вы будете брать много и закажете заранее (речь идет о тысячах литров).
 
Можно договориться о продаже топлива без налогов, если вы покидаете территориальные воды государства, где вы заправлялись, и флаг регистрации судна не совпадает с флагом этого государства.
 
Еще замечена закономерность: топливо в Европе дешевле на заправках типа «автомат». То есть там, где вы заправляетесь сами по кредитной карте. Обычная цена в Европе на дизель составляет примерно 1,2 – 1,6 евро.

Расходы на стоянки в маринах.

Сколько яхта должна стоять в маринах? При перегоне есть только 3 причины, по которым яхта должна стоять в марине: 1. Погода которая угрожает безопасности экипажа 2. Пополнение продовольствия, топлива или ремонт 3. Усталость экипажа. Давайте подробнее разберем все эти моменты.
 

Погода

Один раз на парусной яхте нам пришлось стоять на Майорке 3 дня. Ветер был 40 узлов. Искали марину подешевле, оказалось, что все марины заняты, и в такую плохую погоду это не удивительно. Поэтому марины лучше бронировать заранее.
В другой раз при перегоне моторной яхты мне предложили вставать в марине каждый вечер, я отказался. Мы шли фактически от рассвета до заката, и нам было удобнее вставать на якорь, тем более погода позволяла, еще почти каждый день заправки.
Цены на марины надо пробивать через интернет или по телефону. Телефон обычно смотрю в навиониксе. Можно еще пользоваться Navily. Цены могут отличаться в два раза, а то и больше, надо все узнавать.

Продовольствие.

Зависит от страны и от того, где его покупать. В Испании, например, можно уложиться в 400 евро на двоих в месяц, при условии, что вы покупаете их в Меркадоне.

Усталость команды.

У вас должны быть расписаны вахты, если вы идете малым экипажем, то лучше отдыхать после больших переходов особенно в тяжелых условиях. На моторной яхте рекомендовал бы стоять в марине или на якоре в темное время суток, это связано с безопасностью. Например, плавающее бревно, попавшее под моторную яхту, может нанести намного большие повреждения чем если оно попадет под парусную.

Таможенные и иммиграционные сборы

Сами по себе они небольшие, но есть нюансы. Надо узнавать должен ли быть куплен транзит-лог, где-то он бесплатно оформляется, где-то за него деньги надо платить. Использовать агента по оформлению иммиграционных и таможенных документов или нет – стоит договариваться с судовладельцем.
 
Стоимость оплаты агента составляет в среднем 100-150 евро, за яхту до 18 метров. Если вы захотите оформить вход в Гибралтар, стоя на заправке, то агент с вас возьмет 600 евро. В Турции я бы рекомендовал брать агента, а в Греции можно все оформить самому.
 
Иммиграционные правила. Первое и основное: у вас должны быть визы для посещения стран, в которые вы собираетесь заходить, или оформлен безвизовый режим для вашего паспорта.

Какие документы должны быть на яхту и у капитана?

Давайте перечислим их. Это документы регистрации яхты, страховка, доверенность на управление яхтой. Ваш сертификат капитана и радиооператора, но их крайне редко спрашивают.
Визы тех стран, которые вы посещаете. Не забудьте, что вам надо закрыть ваши визы прежде чем вы собираетесь покинуть территориальные воды страны.
 
Можно ли оказаться без визы в визовой для вашего гражданства стране? Да, можно. У меня был такой опыт. Один раз на Бермудских островах и несколько раз в Шенгене. В большинстве стран иммиграционные службы относятся к яхтсменам довольно лояльно. Но я бы советовал делать обязательно визы если есть такая возможность.
 
Надеюсь эта информация была вам полезна.
 
Для тех кто хочет глубже окунуться в индустрию яхтинга, приглашаю на теоретический онлайн курс “Яхтинг как бизнес”, он стартует 4 февраля в 20 00.  Занятия пройдут на учебной платформе для яхтсменов  Nautrain.com
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять